Жизнь вдоль трубы

На чем российские операторы вертолетной техники зарабатывают деньги, с какими проблемами борются и как планируют решать вопросы обновления парка? За ответами на эти вопросы редакция АТО обратилась к трем крупнейшим отечественным эксплуатантам вертолетов: в авиакомпании UTair, «Газпромавиа» и Нефтеюганский объединенный авиаотряд (НОАО). Забегая вперед, стоит отметить, что в данной тройке у «Газпромавиа» положение особое, так как эта компания, принадлежащая «Газпрому», занята работами исключительно в его интересах и практически не предлагает свои услуги на рынке.

Отечественный рынок вертолетных работ, как, впрочем, и практически вся экономика России, сильно зависит от состояния дел в нефтегазовом комплексе. Нефте- и газодобывающие предприятия остаются крупнейшими заказчиками для операторов винтокрылых машин.
Пока в России есть нефть и газ, отечественные операторы авиатехники обеспечены стабильным заказом — компаниям нефтегазового комплекса нужно доставлять персонал к месту работы, транспортировать и устанавливать различное оборудование. В условиях неразвитой транспортной инфраструктуры альтернативы вертолету здесь просто не существует.
Однако потребности нефтяников и газовиков носят неравномерный характер. Например, в январе 2002 г. был отменен налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы — именно из этих отчислений нефтяных и газовых компаний финансировались геологоразведочные работы, которые обеспечивались вертолетными перевозками. С отменой налога начался серьезный спад объемов работ у российской вертолетной авиации (см. АТО № 51, стр. 12). Самой защищенной от такого спада оказалась «Газпромавиа», поскольку материнская компания стабильно обеспечивала ее заказами.
В настоящее время спрос на работы в интересах нефтегазового комплекса растет. «Мы отмечаем небольшое увеличение спроса на геологоразведочные работы после спада, начавшегося в 2002 г.», — говорит Мурат Сабитов, гендиректор НОАО. Перспективными направлениями для развития вертолетного бизнеса в России сегодня считаются полуостров Ямал, где активно идет разведка газовых месторождений, а также Восточная Сибирь, куда, по прогнозам экспертов, постепенно будут смещаться нефтегазовые разработки. «Идет подготовка к освоению Ямала, и спрос на вертолетные работы в этом регионе вырос», — отмечает Владимир Саприн, начальник службы вертолетных работ «Газпромавиа».
Авиакомпания UTair, наращивающая свое присутствие на международном рынке, в текущем году рассчитывает значительно увеличить налет в России (на 7,42 тыс. летных часов, что на 25% превысит уровень 2004 г.). Прирост станет возможным благодаря расширению географии вертолетных работ за счет включения в них территорий Республики Коми, Красноярского края и Иркутской области.

Основные заказчики вертолетных работ в России находятся в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, где сосредоточены месторождения нефти и газа, лесные и минеральные ресурсы и вместе с тем не развита или отсутствует наземная инфраструктура. Поэтому еще одной традиционной статьей доходов российских операторов являются социально значимые перевозки, дотируемые государством и местными властями (санитарная авиация, перевозка детей малочисленных народов Севера к месту учебы и обратно, завоз продукции в отдаленные районы). Кроме того, винтокрылая техника используется для транспортно-связных, аэровизуальных, строительно-монтажных, лесоавиационных, поисково-спасательных и санитарных работ (рис. 1).
Еще одно перспективное, но пока слабо освоенное направление вертолетного бизнеса — чартерные VIP-перевозки и услуги аэротакси (см. АТО № 52, стр. 37). Несмотря на потенциально высокий спрос, данный рынок в России еще только формируется. К сожалению, в силу особенностей национального законодательства летать там, где в этом есть потребность со стороны деловых кругов, пока нельзя. Но если небо над Москвой и Санкт-Петербургом все-таки будет открыто, этот сегмент рынка начнет бурно развиваться.

Читайте также  Авиакомпания "Ямал" в поисках путей развития

Добавить комментарий